Список продукции
Декодер SoundGT2        
Декодер SoundGT2 micro        
Декодер SoundGT (снят с производства)
звуки для декодеров SoundGT и SoundGT2
Тесты динамиков
Декодер LSH Micro
Декодер LGR1 (снят с производства)
Декодер LGR2
Декодер LGR1120
Серво декодер на 4 выхода
Аксессуарный декодер AJL1
Аксессуарный декодер AJL2
Аксессуарный декодер AJL2 Power
Вагонный декодер Smart Wagon
Вагонный декодер CarLighting2    (в продаже)
Декодер RocoSwitch
Светофорный декодер "TrafficLight"
MD Prog - Система настройки декодеров
MD Prog2 - Система настройки декодеров
Модуль «Диспетчер2»
Модуль «RocoBus2»
Модуль обратной связи FB2
Детектор занятости блок-участков CD1
Модуль обратной связи S88
Модуль разворотной петли
"Super Revercer"
 
Документ без названия

Описание MD Prog

1. Возможности

  • Создание и модификация звуковых проектов для звуковых DCC декодеров SoundGT.
  • Загрузка звукового проекта в декодер.
  • Настойка при помощи удобного интерфейса других декодеров ModeLLdepO, а также декодеров других производителей. Настройка осуществляется при помощи чтения и записи CVs (Configuration Variables) универсальным для всех DCC декодеров способом.
  • Тестовая командная DCC станция. Может быть использована с любыми DCC декодерами. Позволяет управлять 2-мя локомотивами и любым количеством аксессуарных декодеров.
    Максимальная нагрузка 1.8А. Защита от перегрузки и замыкания. Защита от зависания ПК.
  • Комплекс MD Prog имеет удобный графический интерфейс (на русском языке) на базе ПК под управлением ОС MS Windows для настройки декодеров и создания звуковых проектов.

 

2. Требования для инсталляции

ПК под управлением ОС MS Windows (достаточно минимальной конфигурации)
COM порт или USB порт с адаптером (USB to Serial Adapter)
Трансформатор с выходом ~12…16V AC. Подойдет любой «модельный» трансформатор.
Или любой источник питания на 14-20V DC (не менее 0.5А)

 

  1. Инсталляция

Пока нет инсталляции программы просто создайте папку на любом диске и перепишите в нее архив MakeSound.zip.
Распакуйте.
Подключите трансформатор или другой источник питания к контактам программатора «питание».
Подключите кабель COM-порта к разъему программатора и к ПК.
Подключите контакты программатора «Rail» к участку рельс. На рельсы установите локомотив с декодером.

Включите питание.
Запустите программу MakeSound.exe
В разделе «Опции / Соединение» выберете тот COM порт, к которому вы подключили кабель от программатора. Обычно у ПК только один COM порт - это COM1 (установлен по умолчанию). Если портов больше - укажите номер порта.

Проверить работу можно включив командную станцию.

  1. Командная Станция

Включение - откройте страницу «Станция и CV», нажмите кнопку «Включить станцию».

«Станция и CV»

Если все подключено правильно - красная кнопка станет зеленой и в верхнем правом углу пропишется название и версия программатора.

В окошке «адрес» введите адрес декодера, установленного в локомотиве. Кликните кнопку 

Управление:
Вертикальный движек для изменения скорости локомотива.
Кнопки под ним для изменения направления.
Ниже кнопки включения света и доп. функций.
Кнопка «СТОП» - для экстренной остановки.
Выбор «Speed Step» зависит от того, какой «Speed Step» установлен в декодере (См. CV29, бит 5).

Для управления аксессуарным декодером введите его адрес в поле «Адрес» над изображением

аксессуарного декодера. Кликните кнопку

Для переключения выходов кликайте по выходам декодера 1,2,3,4

Для выключения станции нажмите кнопку «Выключить станцию» или

Чтение и запись CVs (все декодеры)

Кнопки, на странице «Станция и CV» объединенные рамкой «все декодеры» позволяют читать и записывать CV во все DCC декодеры любых производителей. Этот интерфейс - аналогичен режиму программирования (Programming Mode) обычной командной станции.

 

 

 

 

Для чтения CV введите ее номер и
нажмите «Читать CV».
Для записи - введите номер CV и новое значение, нажмите
«Записать CV»

Некоторые CV представляют набор
отдельных бит, каждый из которых
включает или выключает некоторую функцию в декодере. Например CV29.
Для того, чтобы изменить значение только одного бита (не меняя значения других) считайте выбранную CV, в поле «Двоичное представление» вы увидите текущее состояние каждого бита.

Измените значение нужного вам бита и запишите CV

5.Настройка декодеров.

Комплекс MD Prog имеет удобный интерфейс для настройки декодеров, позволяющий считать «за один клик» все настройки декодера и увидеть их в таблице на дисплее ПК.
Для всех декодеров ModeLLdepO в программе есть дополнительные графические интерфейсы для настройки.

Аксессуарный декодер AJL.

Чтобы открыть форму с интерфейсом для этого декодера кликните «Декодер AJL»

Страница «CV» декодера AJL

На странице «CV», в поле «Версия декодера» выберите версию *). В таблице появится список используемых в этом декодере CVs с их описанием. Значения CVs представлены в колонках:
«Dec» - десятичное значение
«Hex» - шестнадцатиричное значение
«Bin» - двоичное (битовое) представление

 

*)  чтобы узнать версию вашего декодера, обратитесь к описанию декодера, обычно версия хранится в одном из CV. В декодере AJL версия прописана в CV514, в шестнадцатеричном формате.

Вы видите значение всех CV «по умолчанию» - заводской вариант.
Если вы хотите сбросить декодер к начальным установкам, то не меняя значений нажмите
«Записать CVs». Декодер должен быть подключен к выходу «Rail» программатора и к первому выходу декодера должна быть подключена нагрузка (стрелка). Это не обходимо для двухсторонней связи между станцией и декодером в соответствии с DCC стандартом.

Чтобы считать текущие настройки декодера нажмите «ЧитатьCVs». Значения в таблице обновятся в соответствии с текущими настройками декодера.

Вы можете напрямую в таблице изменить значение любой CV или воспользоваться графическим интерфейсом - кликните «Настройка»

Страница «Настройка» декодера AJL

Декодер имеет 4 выхода. В рамке «Выход N» показана конфигурация выхода N.
Выберите нужный выход и установите требуемый режим.
Значения CVs в таблице на странице «CV» пропишутся автоматически в соответствии с вашим выбором.
Для записи настроек в декодер кликните «Записать CVs»
Вы можете сохранить сделанные изменения в файл.

 

Важно ! - настройки записываются в файлах с расширением .cvs
При установке программы на ПК создаются две папки для хранения cvs-файлов:
Папка «MakeSound\DecodersCVs\TemplatesCVs» - содержит исходные cvs-файлы с заводскими установками. Не переписывайте их и не удаляйте.
Сохраняйте измененные cvs-файлы в другой папке - «MakeSound\DecodersCVs\MyCVs»

Локомотивный декодер LGR.

Чтобы открыть форму с интерфейсом для этого декодера кликните «Декодер LGR» на странице
«Станция и CV».
Страница «CV» формы для настройки декодера LGR имеет аналогичную (см. «Декодер AJL») таблицу со списком используемых CVs и их описанием и графический интерфейс на странице «Настройка».

Страница «Настройка» декодера LGR

Настройте декодер как вам захочется. Можете менять исходные (заводские) настройки, а можете кликнуть «Считать CVs» и считать текущие настройки декодера - графический интерфейс выстроиться в соответствии со считанными CVs.

Декодер LGR использует 39 CVs. Считывание занимает около 40сек. Запись происходит примерно в 10 раз быстрее - около 4сек.
Во время считывания декодер передает информацию станции подключая двигатель на короткое время. В зависимости от модели и двигателя локомотив может двигаться по рельсам больше или меньше.

Если во время чтения происходит сбой (потеря контакта на токосъеме) просто повторите чтение.
Тоже самое - во время записи.

Важно ! Если сбой произошел во время записи обязательно повторите операцию. Это безопасно для декодера, но с неправильно записанными CVs декодер может работать не так как ожидалось.

Другие декодеры.

Как известно, настройка любого декодера производится путем записи значений в CVs (кроме звуковых декодеров, у них  часть настроек, относящихся к звуку недоступна через CVs). На обычной командной станции считать и записать десятки CVs - довольно кропотливая и нудная работа.
При помощи комплекса MD Prog эта задача значительно облегчается. Вы можете «одним кликом» считать все CVs в таблицу, внести требуемые изменения и «одним кликом» записать все CVs в декодер.
Можете сохранить считанные настройки в cvs-файл, отправить его по почте. Можете за несколько секунд считать все настройки из одного декодера и записать в другой.

Настройка декодеров других производителей

Как это работает.

Для чтения и записи CVs используются стандартные DCC команды чтения и записи, эти команды понимают и выполняют абсолютно все DCC декодеры.
Вы открываете форму кликая по «Другие декодеры» на странице «Станция и CV».
Затем открываете cvs-файл с описанием нужного декодера *).
Файл содержит список CVs которые используются в этом декодере. В нижней части формы, в окошке содержится описание выбранной CV.
Подключаем декодер, жмем «Считать CVs». Значения CVs в таблице в процессе чтения начинают обновляться.
Теперь все настройки декодера в этой таблице. Можете сохранить копию в файл.
Изменяйте что пожелаете, но помните, что многие CVs имеют ограниченный диапазон значений.
Если вы введете значение вне диапазона, то при записи в декодер, произойдет ошибка - декодер не позволит записать это значение в память, процесс записи будет остановлен, часть CVs останутся не записанными. Это не критическая ошибка, исправьте значение CV, на которой произошел сбой и повторите запись.

 

*) - создание cvs-файлов с подробным описанием всех CVs, применяемых в разных декодерах разных производителей находится на стадии разработки, файлы будут доступны для всех желающих, бесплатно, на сайте www.modelldepo.com . Вы можете обратиться к документации производителя. А также вы можете самостоятельно создавать cvs-файлы.

 

Как создать cvs-файл.

В форме «Настройка декодеров других производителей» выберите меню
«Файл» - «Создать новое описание декодера». Запустится мастер создания cvs-файлов.


Мастер создания cvs-файлов

Введите название декодера, производителя, свое имя (по желанию).
Теперь нужно добавлять CVs в список-таблицу.

В окошке        введите номер CV, и нажмите «Добавить CV». В таблицу добавиться эта CV.

Чтобы ввести описание - кликните по CV в таблице, в нижнем окошке появится описание этой CV
(в начале там пусто) . Введите описание, нажмите «Сохранить комментарий». Если вы потом изменяете описание какой либо CV - не забывайте кликать «Сохранить комментарий».
Некоторые CVs предназначены только для чтения, например в локомотивных декодерах CV8 содержит код производителя, CV7 - версию декодера.

Эти CV не могут быть изменены - произойдет ошибка записи, поэтому их необходимо пометить галочкой «Только для чтения», в этом случае эта CV исключается из списка при записи CVs в декодер.
Кнопкой «Удалить CV» можете удалять CVs из списка.
Когда список CVs будет готов - сохраните файл (меню - «Файл» - «Сохранить» / «Сохранить как»).

Чтение и запись CVs для звукового декодера SoundGT.

Декодер SoundGT имеет альтернативный интерфейс чтения/записи CVs - интерфейс MD prog, позволяющий не только читать и писать CVs, но и записывать звуковой проект в декодер (менять звук модели), а также заменять версию софта декодера.

На странице «Станция и CV» есть таблица содержащая все CVs, используемые декодером SoundGT.
При помощи кнопок «Читать все CVs» и «Записать все CVs» все CVs из таблицы считываются и записываются в декодер. Это работает только с декодером SoundGT.

 

Настройка декодера SoundGT.

Страница «Настройка декодера»

На этой странице представлены все настройки декодера, кроме относящихся к звуку.
Адрес, параметры разгона и торможения, режимы выходов, и карта выходов.

Если вы хотите изменить настройки конкретного декодера, то подключите декодер SoundGT к программатору и нажмите «Читать все CVs» на странице «Станция и CVs».

Если вы хотите изменить настройки в файле-проекте, то откройте файл:
меню «Файл» - «Открыть  проект»

Изменяйте настройки как вам нужно. Все изменения автоматически кодируются в таблицу CVs на странице «Станция и CVs».

Когда необходимые изменения сделаны, вы можете сохранить файл проекта, или записать изменения непосредственно в декодер - нажмите «Записать все CVs» на странице «Станция и CVs».

Адрес декодера - это адрес декодера (CV1 для Short Addressing. CV17-18 для Long Addressing).

Задержка ускорения - определяет разгон локомотива, больше число - медленнее разгон (CV3).

Задержка торможения - определяет торможение локомотива, больше число - медленнее останавливается (CV4).

Максимальная скорость - ограничивает максимальную скорость локомотива с масштабированием промежуточных скоростей. 255 - макс. скорость не ограничена декодером (CV5).

Shunting Mode - когда включен этот режим, действие CV3 и CV4 отменяется. При подачи команды от станции на изменение скорости - локомотив меняет скорость с минимально возможной  задержкой.
В окошке выберите функциональную клавишу, которая будет активировать этот режим.

Half Speed - когда режим включен, скорость уменьшается в двое.
В окошке выберите функциональную клавишу, которая будет активировать этот режим.

Адрес состава - если введен (не равен 0), то локомотив будет выполнять команды посылаемые станцией на этот адрес и игнорировать команды по основному адресу.

Конфигурация CV29 - стандартная CV29 (см. описание декодера) каждая галочка отражает состояние определенного бита в CV29.

Конфигурация 2 CV50 - включает или выключает режимы Back EMF и систему ABC (Automatic Break Control).

Конфигурация выходов:

Декодер имеет 4 выхода: «Свет вперед», «Свет назад», «Выход FL1» и  «Выход FL2»
На дисплее показывается конфигурация того выхода, который выбран в верхней части поля.
В левой части выберите желаемый режим, в правой части представлены CVs - параметры этого режима.
В зависимости от выбранного режима назначение параметров справа меняется.
Более подробное описание параметров см. в описании декодера SoundGT.

Карта выходов (Function mapping):

Позволяет задать условие активации выхода, отличные от принятых по умолчанию.
На картинке выше представлена карта, соответствующая традиционному способу активации выходов.
Термин «активация» используется потому, что если на выходе установлен некоторый эффект, то включение на станции кнопки, например, «F1» не означает, что на выходе в тот же момент появится напряжение, включение кнопки будет активировать эффект на этом выходе.

Верхняя строка «Кнопка» указывает при нажатии какой кнопки на станции будет активироваться выход, строка «направление» позволяет указать дополнительное условие активации выхода - направление движения локомотива. «В» - вперед, «Н» - назад. Если галочка стоит только в одном из столбцов какой либо кнопки, то выход будет активироваться только если направление локомотива совпадает с выбранным столбцом, и выключаться когда направление изменится.

6. Программирование

Страница «Программирование»

Вы можете загружать звуковой проект в декодер SoundGT и менять версию софта в нем.

Загрузка звукового проекта.

Откройте файл проекта - меню «Файл» - «Открыть проект».
Установите связь с декодером, для этого: установите локомотив с декодером на рельсы, подключенные к разъему «Rail» программатора, включите питание.
Кликните «Установить связь». Если связь установлена - в левом верхнем углу вы увидите название, версию декодера:

 

Если связь не установилась - см. «Если связь с декодером не устанавливается» ниже.
Кнопка «Загрузить звук в декодер» становится доступной.
Важная галочка «Не переписывать звуковые файлы» - позволяет значительно сократить время загрузки. Если вы меняете звуковой проект в декодере на другой, то вам необходимо переписать в декодере все звуковые файлы на файлы из нового проекта (галочка не выбрана).
Ее можно установить только в том случае, если в декодер уже загружен тот же проект, что и сейчас открыт и вы не меняли в проекте WAV-файлы, а изменили только параметры в звуковой схеме.

Вы можете выбрать 1 из 3-х вариантов загрузки:

  1. «Только настройки относящиеся к звуку». В этом случае в декодере останутся неизменными все параметры (все CVs) не относящиеся к звуку.
  2. «Все настройки декодера (кроме адреса)». В декодер будет загружены все настройки, адрес останется прежним.
  3. «Все настройки декодера». В декодер будет загружены все настройки.

Процесс загрузки показывается в нижней левой части экрана.

Загрузка новой версии софта в декодер

Установите связь с декодером (см. «загрузка звукового проекта»)
Откройте файл с новой версией софта (файлы с расширением .BIM)
Кликните «Загрузить soft в декодер»
Процесс загрузки показывается в нижней правой части экрана.
Алгоритм загрузки построен таким образом, что потеря связи из-за плохого контакта или пропадания питания во время загрузки не является критической - вы всегда сможете повторить загрузку.

 

Если связь с декодером не устанавливается.

Перед тем как установить связь с декодером программа пытается установить связь с программатором.
Т.е. связь с декодером можно условно разделить на 2 части:
«ПК-программатор» и «программатор-декодер».

Проверка связи «ПК-программатор»:
Для того, чтобы связь «ПК-программатор» работала необходимо чтобы:

  1. Питание программатора было включено.
  2. Кабель COM порта подключен к программатору и к ПК.
    К ПК именно к тому порту, который выбран в меню «Опции» - «Соединение». Этот COM порт не занят другой программой. При запуске программы MakeSound.exe проверяется доступность COM порта. Если порт не доступен - вы увидите сообщение об этом.


Если связь с программатором установлена вы увидите в правом верхнем углу на странице «программирование» название программатора:

В этом случае пп. 1. и 2. выполнены. И проблема в соединении «программатор-декодер».

 

Попробуйте считать из декодера например CV1. Если это получилось, то проблем со связью «программатор-декодер» нет. Возможно в локомотиве декодер не SoundGT ?

Если считать CV не получилось:

  1. Проверьте соединение от выхода декодера «Rail» до колес локомотива.
  2. Проверьте, что декодер установлен в разъем в локомотиве.
  3. Проверьте токосъем.
  4. Проверьте, цепь декодер-двигатель на обрыв или замыкание.

Другие возможные причины:

  • Не допускается подключение более одного декодера к программатору во время операций программирования.
  • COM порт ПК может быть не исправен. Это бывает не так уж и редко.
  • Напряжение питания программатора меньше или больше допустимого.

Если все эти условия выполнены а связи нет, то декодер или программатор неисправен.

7. Звук. Теория.

Если вы хотите создавать или изменять звуковые проекты, озвучивающие прототипы, прочтите эту главу, вы поймете - как это можно сделать. Если же вам это не нужно и вас вполне устраивают готовые проекты, можете ее пропустить, вам надо лишь знать: как загрузить в декодер другой проект.
(см. раздел «Программирование»)

Для воспроизведения звука прототипа, декодер проигрывает, заранее записанные в его память элементы (кусочки) звуков. Звук записывается во флэш память декодера объемом 8Mbit (1MB).
Этой памяти достаточно, чтобы записать около 65сек непрерывного звучания. Но это не означает, что декодер будет озвучивать прототип только 65сек.
Известно, что все издаваемые прототипами звуки либо короткие (1-2сек) либо имеют повторяющийся характер, в этом случае достаточно записать один цикл и повторять его сколь угодно долго. Короткие звуки записываются целиком.

Каждый такой кусочек звука храниться в отдельном WAV-файле, назовем его «звуковой трек» или просто трек. Для того, чтобы звуки механизмов были максимально реалистичны необходимо, кроме циклического трека, записать звук запуска и остановки механизма.
Назовем звук начала работы механизма - «Init трек».
Повторяющийся кусочек - «Loop трек»
Звук выключения - «End трек»

Треки хранятся в WAV-файлах, это известный формат мультимедиа, применяемый в Windows.
WAV-файлы различаются по формату, для того, чтобы добавить WAV-файл в проект, необходимо, чтобы он имел формат:
частота дискретизации 16КГц, 8 бит, моно, беззнаковый, без компадирования.

Если вы хотите добавить в проект файл, имеющий другой формат, сконвертируйте его в требуемый формат при помощи  программам для работы со звуком, например Cool edit или Adobe Audition или др.

WAV-файлы добавляются и хранятся в проекте в произвольном порядке, для того, чтобы декодер мог воспроизводить этот файл его необходимо поместить в звуковую таблицу. Звуковая таблица - это основной элемент звуковой схемы, она может содержать от одного до 12 звуковых треков.
В таблицу объединяются треки начала (Init трека), повторяющегося куска (Loop трека) и выключения (End трека) одного механизма.

Звуковая таблица содержит файлы, образующие звук механизма и параметры. Параметры определяют
условия включения этого звука, и (для таблиц включенных в схему двигателя) - какая таблица будет воспроизводится после этой.

Звуковая таблица для звука «колокольчик»

На картинке представлена таблица, описывающая звук колокольчика паровоза. Таблица имеет название (можно изменять). Список файлов, включенных в таблицу.
Список разбит на 4 группы, в каждой из которых есть треки
Init, Loop, End.
Декодер последовательно проигрывает таблицу сверху вниз, начиная с трека Init1. Способ воспроизведения файла зависит от его положения в таблице, если это Init или End трек, то файл будет воспроизведен один раз и декодер перейдет к следующей ячейке. Если же файл находится в Loop-ячейке, то он будет зациклен и будет воспроизводиться до тех пор, пока либо:

  • декодер принял команду на выключение звука от станции.
  • превышено одно из условий звучания, например скорость стала больше той, что указана в параметрах.

Когда это произошло, декодер заканчивает воспроизведение Loop трека и переходит к следующей ячейке таблицы (сверху вниз). Если встречаются не пустые ячейки - они воспроизводятся по одному разу. Если их нет, то воспроизведение таблицы заканчивается и если воспроизведение было прервано из-за не выполнения какого то условия в параметрах, происходит переход на звуковую таблицу указанную в этом условии (применяется в звуковой схеме двигателя).

Звуковые таблицы можно разделить на 2 типа: конечные и бесконечные. Конечная таблица - таблица не содержащая ни одного Loop трека, но может содержать от 1 до 8 не зацикленных треков (обычно 1 или 2). Такие таблицы используются для воспроизведения относительно коротких звуков, таких как выпуск пара на ХХ, сигнала в начале движения, переходного звука двигателя, например в начале ускорения. и т.д.
Все треки такой таблицы воспроизводятся по одному разу и таблица (и звук) заканчивается. Если же задана звуковая таблица в параметре «Окончание», то сразу начинается воспроизведение этой таблицы (используется в схеме двигателя).

Бесконечная таблица - таблица в которой определен хотя бы один Loop трек. Она самостоятельно никогда не закончится, первый (сверху вниз) встретившийся Loop трек будет воспроизводится циклически до бесконечности. Необходимо, чтобы произошло одно из событий, описанных выше.

Параметры звуковой таблицы

Ходовые параметры: «Max. скорость», «Min. скорость», «Max. ускорение», «Max. замедление».
Если параметр задан (не равен 0), то при его превышении воспроизведение Loop трека прерывается, и проигрываются следующие треки (если есть) и таблица заканчивается. Если в этом условии задана другая таблица - происходит переход на нее.

Max. скорость - максимальная скорость локомотива. Скорость задается числом от 1 до 255.
Min. скорость - минимальная скорость локомотива.
Max. ускорение - максимальное ускорение (число со знаком).
Max. замедление - максимальное замедление (число со знаком).

С первыми двумя параметрами все понятно, если скорость больше или меньше указанной в них - таблица заканчивается.
«Max. ускорение» может быть положительным и отрицательным. Если локомотив ускоряется - ускорение положительное, если замедляется то отрицательное. Положительное значение используется для перехода на таблицу, характеризующую работу двигателя в режиме ускорения
(переход «D to A» на схеме).
Отрицательное - для возврата из таблицы для режима ХХ на торможении в таблицу для равномерного движения (переход «CX to D»).

«Max. замедление» также может быть положительным и отрицательным. Отрицательное используется для перехода от движения с постоянной скоростью к замедлению (переход «D to CX»), например для дизеля - двигатель при торможении переходит на ХХ, у паровоза работа цилиндров становиться глуше. Положительное значение используется для возврата из таблицы «ускорение» к режиму движения с постоянной скоростью когда заданная скорость почти достигнута
(переход «A to D»).

Параметр «окончание» используется в конечных (не содержащих Loop треков) таблицах и задает звуковую таблицу, которая будет воспроизводится, если эта таблица закончилась.

В большинстве локомотивов скорость вращения двигателя (или работы цилиндров у паровозов)
так или иначе пропорциональна скорости движения, но ограниченный объем памяти не позволяет записать звук работы двигателя на всех скоростях и во всех режимах. Поэтому записывается звук двигателя на одной или нескольких скоростях, соответствующих переключению передач и этот звук «ускоряется» пропорционально скорости. Для этого используется параметр «Ускорение звука».

«Ускорение» используется только в таблицах схемы двигателя, определяет на сколько будет «ускоряться» воспроизведение треков этой таблицы с увеличением скорости.
Допустимые значения 0-127.

«Min. проигрышей» - таблица не закончиться даже если будет превышено одно из условий пока Loop трек не прозвучит заданное количество раз. Допустимые значения 0-15.

«Max. проигрышей» - таблица закончится даже если все условия в допустимых пределах, после воспроизведения Loop трека заданное количество раз.

«Не включать без двигателя» - если установлено, то звуковая таблица не будет воспроизводится, даже при выполнении всех условий, если двигатель выключен. Это нужно, чтобы не включались звуки механизмов, которые у прототипа в принципе не могут работать если двигатель не включен.

Схема озвучивания двигателя и дополнительные звуки.

Звуковые таблицы по назначению можно разделить на 2 группы:
Таблицы, описывающие звук двигателя. Они объединены в схему. В один момент времени может воспроизводиться только одна таблица из схемы.
Таблицы дополнительных звуков. Это все остальные таблицы, озвучивающие шум работы различных механизмов локомотива (помпы, генераторы, звук стравливания пара), звуковые сигналы (гудки, колокольчики), переговоры машиниста, а также скрип колодок при торможении. Эти таблицы не связаны между собой и каждый звук может начинаться и заканчиваться не зависимо от другого и воспроизводиться одновременно.
Следует учесть, что декодер SoundGT имеет 4 звуковых канала. При воспроизведении, одна звуковая таблица занимает один канал.

Таблицы дополнительных звуков.

При воспроизведении таблицы доп. звуков используются не все параметры таблицы.
Для доп. звуков используются:
условия макс. и мин. скорости, макс и мин. количество воспроизведения Loop треков и опция «не включать без двигателя».
Для воспроизведения доп. звуков достаточно использовать только одну группу Init, Loop и End треков (всегда используйте именно верхнюю группу). Этого достаточно для озвучивания любого механизма. Группы треков со 2-й по 4-ю используются только в схеме двигателя паровоза.
Не обязательно заполнять все (Init, Loop, End) треки. Любой из них или два могут быть пустыми.

Но хотя бы один из них обязательно должен быть определен (указан WAV-файл в треке).

Схема состоит из звуковых таблиц, объединенных связями, каждая таблица озвучивает двигатель в определенном режиме, например ХХ (холостой ход), или звук двигателя при движении на малой скорости, при ускорении локомотива и т.д.
Связи - это переходы на другую таблицу при превышении одного из условий воспроизведения текущей таблицы.

Стартовая звуковая схема двигателя

 

 

 

Начало схемы - таблица «M to S», содержит звук запуска двигателя, эта таблица конечная (без Loop трека) в ней должен быть определен параметр «окончание» ® «Stop».
Локомотив стоит - воспроизводится таблица «Stop», в ней описан звук, характерный для ХХ двигателя, он зациклен. От станции поступает команда - скорость 2. В таблице «Stop» должно быть указано условие «Max. скорость»=1 ® «Stop to D1».
Не выполнение этого условия вызывает переход на таблицу «Stop to D1». Это переходная таблица.
Таблицы в схеме бывают переходные и циклические - для установившихся режимов работы двигателя. Переходная таблица - это конечная таблица без Loop трека, в данном случае в таблице
«Stop to D1» содержится звук, характерный для трогания локомотива, сброс давления в тормозной системе и увеличение оборотов (для дизеля). В таблице «Stop to D1» должен быть определен параметр «окончание» ® «D1». Как только она закончится, локомотив тронется и начнет воспроизводится таблица «D1» - это должна быть бесконечная таблица (с Loop треком) в ней определен звук, характерный для двигателя на ходу на постоянной скорости.
У таблицы «D1» могут быть определены параметры «Max. ускорение» и «Max. замедление».
Для режима «ускорение» указан переход на таблицу «D1 to A1» (переходная) или сразу на «A1».
Для режима «замедление» - переход на таблицу «D1 to CX1» (переходная) или сразу на «CX1».
Переходные таблицы «D1 to A1» и «D1 to CX1» содержат звук двигателя, характерный для режимов «начало ускорения» и «переход на ХХ» соответственно.
В схеме нет обязательных таблиц, любая из них (кроме стартовой «M to S») может быть пропущена, при условии, неразрывности схемы, т.е. если задано какое-то условие - должна быть определена таблица для перехода. Для конечных (переходных) таблиц всегда должна быть определена таблица для перехода «по окончанию».
Таблица «CX1» содержит звук, характерный для двигателя при торможении или снижении скорости, для дизеля - это звук ХХ, для паровоза - приглушенный звук работы цилиндров (без нагрузки).
Таблица «S to M» содержит звук выключения двигателя - это конец схемы.

Пример 2-х шаговой схемы

Линиями на схеме показаны связи таблиц.
Таблица «D1» , а также 3 таблицы над ней и 3 таблицы под ней, содержат звуки для движения с постоянной скоростью, ускорения и торможения для малых скоростей,
Аналогично: таблица «D2» , а также 3 таблицы над ней и 3 таблицы под ней, содержат звуки для движения с постоянной скоростью, ускорения и торможения для средних и больших скоростей.
Таблицы «A1 to A2», «D1 to D2»,  «D2 to D1» переходные между малыми и средними скоростями.
Всего в схеме может быть 5 шагов.

Таблицы звуковой схемы двигателя

Пример таблицы «D1» для дизеля.

Содержит один трек - Loop1, в нем указан файл d1.wav - циклический кусочек звука дизеля на постоянной скорости.
Определены параметры: «Max. скорость», «Min. скорость», «Max. ускорение», «Max. замедление» с указанием таблицы для перехода и ускорение звука : 20.

Таблица паровой машины значительно отличается от всех остальных, в ней определены 4 Init трека (для четырех цилиндрового паровоза). Звук каждого цилиндра описан отдельным файлом и занимает отдельную группу треков.

 

Пример таблицы «D1» для паровоза

d11.wav - звук 1-го цилиндра
d12.wav - звук 2-го цилиндра
d12.wav - звук 3-го цилиндра
d13.wav - звук 4-го цилиндра

Файл siedens.wav - воспроизводит шипение пара между ударами цилиндров.

При воспроизведении паровой машины алгоритм воспроизведения таблицы отличается от обычного, Loop треки не будут зациклены до бесконечности, время их воспроизведения зависит от параметра «Ускорение звука» и текущей скорости паровоза.
Чем больше скорость, тем меньше пауза между ударами цилиндров.
Параметр «Ускорение звука» определяет на сколько будет увеличиваться частота ударов цилиндров с ростом скорости.

8. Звук. Практика.

Добавление и удаление WAV-файлов.

Откройте файл проекта или создайте новый (меню «Файл»).
При создании нового проекта необходимо указать тип звуковой схемы «Паровоз», «Дизель» или «Электровоз» - это необходимо сделать в самом начале создания проекта, изменить тип потом невозможно.
Откройте страницу «Звук» - закладка «Звуковая схема».

Страница «Звук»

В окошке в середине формы список включенных в проект WAV-файлов.
Кнопка «Добавить WAV файл» для добавления, кнопка «Удалить WAV файл» удаляет выделенный в списке файл (без возможности восстановления).
Добавляемые файлы должны быть в определенном формате (см. главу 7. «Звук. Теория» )
Player позволяет прослушать выделенный файл через колонки компьютера, в режиме разового воспроизведения и в зацикленном виде.

Вы можете перетаскивать файлы из другого проекта, для этого: нажмите «Открыть другой проект» и откройте второй проект, вы увидите список файлов в нем. Перетащите мышкой нужный файл в список файлов основного проекта.

Определение звуковых таблиц.


Прямоугольные панели на звуковой схеме - это звуковые таблицы схемы двигателя. Чтобы открыть звуковую таблицу - дважды кликните по панели, откроется форма звуковой таблицы.

Зеленым цветом на схеме выделена открытая таблица.
Можете изменить имя таблицы.
Изменять имена таблиц на схеме двигателя не желательно, они названы в соответствии с их положением в схеме.
«D» - Drive, таблицы для движения с постоянной скоростью.
«A» - Acceleration, для ускорения.
«CX» - Coasting, движение по инерции
По именам переходных таблиц можно понять - переход из какого состояния в какое они озвучивают.
А вот имена таблиц с Доп. звуками менять нужно, это удобно.

Самое главное в таблице - это WAV-файлы, именно они определяют как будет звучать таблица. Желательно, их определить сразу, для этого просто перетаскивайте файлы мышкой из списка в таблицу.
Чтобы определить параметры звуковой таблицы, введите числовое значении в соответствующем поле, а для указания таблицы для перехода выберите панель-таблицу на схеме и перетащите ее мышкой из схемы в поле «переход на таблицу».
Связи на схеме показаны цветными линиями, они будут появляться на схеме когда вы определяете условие и таблицу для перехода.

В поле выберите клавишу, запускающую двигатель.

Дополнительные звуки.

Это все остальные звуки, кроме звука работы двигателя, такие как: шум работы различных механизмов локомотива (помпы, генераторы, звук стравливания пара), звуковые сигналы (гудки, колокольчики), переговоры машиниста, а также скрип колодок при торможении.
Эти звуки включаются как по команде от станции (нажатием функциональной клавиши) так и автоматически, при определенных условиях, например при включении света может быть запущена таблица со звуком работы генератора, или при трогании локомотива звучит предупреждающий сигнал. У вас есть возможность «оживить» модель, включив какие-то звуки в список «случайных включений», здесь могут быть например такие звуки как звук стравливаемого пара при стоянке паровоза, переговоры с диспетчером и т.д.

Звуковые таблицы с доп. звуками расположены на закладке «Доп.звуки»:

Всего их может быть 17, плюс одна таблица, зарезервирована для тормозных колодок.
Определяются таблицы с доп. звуками точно также как и таблицы из схемы двигателя.
Открываете таблицу двойным кликом по панели (два ряда в середине формы), вносите в таблицу файлы, перетаскивая их из списка файлов, и определяете параметры, Но в отличие от таблиц из схемы двигателя, не нужно задавать таблицу для перехода, оставляете эти поля пустыми, в этом случае при не выполнении условия звук выключается. Помните, что не все параметры используются в доп. звуках, подробнее см. главу 7. «Звук. Теория».

Команды от станции на включение доп. звуков определяются в списке:

Левая колонка определяет функциональную кнопку на станции, а в двух столбцах вы задаете включаемый звук для этой кнопки, причем можете сделать так, что звук будет запускаться только при движении локомотива вперед, или только назад, можете определить разные звуки для разных направлений.

Для определения звука - перетащите панель с таблицей в соответствующее поле.

Одна из кнопок должна запускать двигатель,
обычно F1.

Для удаления звуковой таблицы из списка, выделите ее (установите на нее курсор) и нажмите «Del»

Список для определения звуков по состоянию:

Здесь можно определить звуки, включаемые при определенных состояниях, когда локомотив стоит, когда движется и когда включен свет. Если вы определяете конечную таблицу, она будет запускаться один раз при наступлении этого состояния.
Например определим конечную таблицу с коротким звуковым сигналом (Pfiff_1 на картинке) , и определим ее включение в полях «едем», тогда при трогании локомотива вы услышите короткий, однократный  гудок.
Поля «Отмена звуков» предназначены для временного отключения этих звуков. Если на станции нажата кнопка «F11» - гудок в нашем примере звучать не будет.

Случайные звуки определяются в списке:

Для включения звука в этот список перетаскивайте мышкой панели звуковых таблиц в него. Для того, чтобы звуковую таблицу можно было включить в список в ней должен быть определен параметр «Max. проигрышей». Иначе один раз включившись этот звук может воспроизводится бесконечно. Можете использовать параметры определения скорости в таблице, например можно указать «Max. скорость»=1, тогда этот звук будет включаться, только когда локомотив стоит. Можете задать диапазон скоростей для включения этого звука.
Интервалы случайных включений определяют как часто будут включаться эти таблицы.

Таблица для озвучивания скрипа тормозных колодок определяется на закладке:

Панель «Тормозные колодки» позволяет открыть звуковую таблицу, зарезервированную для этой цели. Определите в таблице файлы. Параметры в таблице не используйте, оставьте их все равными 0.
Установите только галочку «не включать без двигателя».
Условия включения и выключения скрипа колодок задаются при помощи параметров:

«Максимальная скорость включения звука колодок» - значение от 1 до 255. (0 - никогда не включать) определяет скорость, выше которой колодки не скрипят, если локомотив тормозит со скорости выше этого порога, то как только скорость упадет до этого значения появится скрип.

«Минимальный порог торможения» - если скорость локомотива до начала торможения мала, меньше этого значения - колодки не будут скрипеть.

«Разница скоростей для выключения звука колодок» параметр нужен для синхронизации звука и реальности, для того, чтобы скрип колодок прекратился одновременно с прекращением самого торможение, декодер должен прекратить Loop трек немного раньше окончания самого торможения. Здесь определяется «на сколько раньше». Используется при торможении не до полной остановки, в этом случае End- трек не будет воспроизведен.

«Порог скорости для перехода на завершающий звук» определяет в какой момент (на какой скорости) в процессе торможения нужно прервать Loop трек и начать воспроизведение End-трека. End-трек содержит звук, характерный для скрипа колодок в момент остановки. Чтобы достичь полной синхронизации с движением, и окончанием скрипа колодок строго в момент полной остановки, переход на End-трек декодер должен сделать заранее, насколько «заранее» определяет этот параметр.

Эти параметры хорошо подобраны, звук скрипа колодок четко синхронизирован с движением модели. Характеристики движения (разгона и торможения) определяется в CV3 и CV4. Если вы их меняете, то параметры воспроизведения скрипа колодок нужно подгонять в соответствие. Не влияет на синхронизацию только параметр «Максимальная скорость включения звука колодок», его можно легко менять в разумных пределах (значение не может быть меньше минимального порога торможения, в этом случае таблица не будет воспроизводиться никогда). Чем «медленнее» разгон и торможение (значения CV3 и CV4 больше) тем проще добиться синхронизации движения со звуком.

Важно ! Вы можете не использовать скрип колодок в проекте. Если в таблице не определен ни один файл, то параметр «Максимальная скорость включения звука колодок» должен быть равен 0.

Общие звуковые параметры

Закладка «Параметры» на странице «Звук»
Громкость (CV31) - значение от 0 до 255.
255 - это максимальная громкость.

CV30 - набор опций, определяющий:
«Синхронизировать движение со звуком» -
Если выбрано - то движение модели будет максимально похожим на прототип и синхронизировано со звуком, как побочный эффект, модель начинает вести себя немного «задумчиво» по сравнению с «глухими» декодерами. Например: прежде чем начать движение, должно быть воспроизведено несколько характерных звуков. Модель не мгновенно выполняет команду от станции, это необходимость для достижения реалистичности. Если звук двигателя выключен - декодер ведет себя как обычный «глухой» декодер.

«Игнорировать таблицу Stop to D1» - позволяет временно исключить из последовательности воспроизведения таблицу «Stop to D1», озвучивающую начало движения.

«Игнорировать таблицу D1 to Stop» - позволяет временно исключить из последовательности воспроизведения таблицу «D1 to Stop», озвучивающую остановку.

«Разрешить Доп. звуки при выключенном двигателе» - устаревший параметр, не используйте его. Вместо него используйте опцию в параметрах звуковых таблиц «Не включать без двигателя». Которую можно устанавливать у каждого звука индивидуально.